Развитие ребёнка по методике Марии Монтессори

Мария Монтессори с воспитанницей Мария Монтессори с воспитанницей. 1907 год.

Здравствуйте уважаемые посетители нашего сайта! В данной статье я постараюсь вкратце объяснить, что такое система обучения по Монтессори, и в чем заключены ее основные принципы. Если вы не знаете, кто такая Мария Монтессори, просто прочтите здесь её краткую биографию. Хочу сразу оговориться. Я не являюсь экспертом в педагогике. Всё, что я пишу ниже — результат моих консультаций с педагогами и книгами. Мне это было нужно, для того, чтобы производить правильные игрушки для ваших детей.

Итак, в чём же заключены основные постулаты методики, которая на сегодняшний день является одной из самых востребованных в мире?

1. Ребёнок главный

Одной из самых прорывных, на момент создания методики, была идея о том, что главный — ребёнок. Именно вокруг него строится обучение. То есть, важно понимать, что все дети разные. И именно в зависимости от самого ребёнка, строится программа, по которой обучают ребёнка. Обязательно для педагога, чтобы он не вмешивался своим мировоззрением в чужое мышление. Ведь дети, на самом деле, уже способны понимать, чего они хотят. У них очень явно прослеживаются предпочтения.

2. Невмешательство педагога в деятельность ребёнка

Исходя из первого пункта, логично добавить, что ребёнок сам выбирает что ему делать. А педагог только направляет. Например, если ребенок занят огородничеством, ему не запрещают полить цветы. Ему просто показывают, как это можно сделать. Так же, ребёнку объясняется, для чего делают ту или иную задачу. Что вода для цветов — пища. И поливают цветы для того, чтобы они не умерли с голоду. Другой пример — у ребёнка постоянно падает башня из кубиков. Педагог может направить ребёнка, объяснив ему, что для большей устойчивости, кубики лучше ставить ровно. Так они не будут падать под собственной тяжестью. При этом, суть данного постулата в том, что, если малыш хочет строить башенку, ни в коем случае нельзя запрещать ему этого. Более того, если ребёнок хочет растоптать цветы, можно только сказать ему, что это убьёт их. Но прямо запрещать делать этого нельзя. И нельзя навязывать малышу помощь. Нужно только объяснить, что если он сам захочет, то педагог, или ребёнок, который занимается с ним в одной группе, могут ему помочь. Для этого надо только попросить об этом.

3. Ребёнку не нужно указывать на его ошибки

Из-за этого, материалы, с которыми работает малыш, должны быть продуманны так, чтобы ошибки были очевидны ребёнку самому. Например, самые простые игрушки-сортеры построены по такому принципу. Если форма детали не проходит в отверстие доски, значит нужно взять другую. Или например, цвет должен совпадать.

4. Дети разного возраста играют в одной группе

По мнению Монтессори-педагогов, это помогает социализации. Более старшие дети становятся лидерами, и учатся учить. На мой взгляд, один из спорных моментов методики, так как я сторонник равных возможностей детей в одной группе. Но это только моё мнение.

5. Отсутствие соревновательных игр

Момент, который не понравится папам. В методике Марии Монтессори, детям не даются задачи соревновательного типа. Ребёнку не прививают желание превзойти кого-то. Единственный человек, с кем можно соревноваться — сам малыш. Только тот, который был раньше. То есть, важно сравнивать свои достижения с тем, что ты умел ранее, а не с тем, что делают и умеют другие дети.

6. Разделение среды ребёнка по типу

Детский сад Детский сад по системе Монтессори

Игровые зоны ребёнка делятся по тому, за какую деятельность они отвечают. В методике описаны конкретные зоны — математическая, лингвистическая и т.д. Обычно, это 5-6 зон, которые наполнены именно материалами, которые разработаны специально под эту зону. Однако на практике, в быту, важно только то, чтобы эти зоны были разделены. Ведь у кого-то есть огород, а у кого-то и комната астронома. Это зависит от возможностей родителей, либо конкретного детского сада. Здесь важнее другие вещи. О них ниже.

7. Чёткая фокусировка на своей деятельности

Если ребенок занимается в какой-то зоне, важно, чтобы он играл именно теми игрушками, которые находятся в этой зоне. Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог фокусироваться на своей деятельности и не отвлекался на посторонние факторы.

8. Приучение к порядку

Всё игрушки должны быть чистыми и убраны на место после того, как малыш поиграл с ними. Несмотря на то, что убедить ребёнка убрать за собой, бывает достаточно сложно, это очень быстро перерастает в привычку. И через какое-то время, всё будет происходить автоматически.

9. Свобода выбора

Ребёнок свободен в том, чем он будет заниматься. Но с одним исключением. С игрушками играет тот, кто первым подошёл к этим игрушкам. Это правило нужно для того, чтобы дети учились понимать, что там, где начинаются права одного, заканчиваются права другого.

10. Возможность играть самому

Никто не принуждает ребёнка играть в группе. Если малышу комфортнее играть одному, никто ему этого не запретит. Настоящий рай для интровертов.

11. Отсутствие тайминга

Время, которое малыш проведет за своим делом, никто не ограничивает. Никто не будет ограничивать его. Если, по какой-то причине, нужно всё утро собирать кубики, то кубикам придётся не сладко.

Недостатки

Основными недостатками методики раннего развития Монтессори, по моему мнению, можно выделить следующие пункты.

Отсутствие подвижных игр

Это, наверное, один из самых неприятных пунктов. Дело в том, что на сегодняшний день, многими исследованиями доказано, что социальная адаптация, исследовательская деятельность, творческое развитие и многие другие важные моменты в развитии ребёнка, проходят во время подвижных игр. А у Марии Монтессори не только исключались данные игры, но и было запрещено для детей громко разговаривать, бегать по комнате, либо какими-то другими способами нарушать комфортную для обучения обстановку. Для того, чтобы ребёнок мог «выпустить пар», делалась отдельная комната, где ребёнок мог побыть какое-то время, а после, вернуться в общую комнату.

Недостаток развития творческих способностей детей

По непонятным причинам, во времена Марии Монтессори, для детей, родители и педагоги хотели в первую очередь развития умственных способностей. Творчество не считалось чем то, что необходимо развивать. Наверное, поэтому, в данной методике, такому важному пункту не уделено внимание вообще. При этом, на сегодняшний день, большинство педагогов сходятся во мнении в том, что развитие творческих способностей не только развивает фантазию ребёнка, но и помогает детям развивать свои эмоциональные чувства.

Разновозрастность групп

Как я уже и писал выше, для меня это недостаток методики. Я не думаю, что детям постарше будет интересно заниматься с «малышами». Всё же, дети ищут себе в компаньоны равных себе. К тому же, такие группу — серьёзная проблема для воспитателя. Ведь поддерживать нормальную атмосферу в такой группе испытание на квалификацию даже очень опытных педагогов. Думаю, такие группы, это дополнительные проблемы там, где их можно легко избежать.

Не используются сказки

Ну а отсутствие сказок, и упор на индивидуальное развитие ребёнка не такой уж серьёзный недостаток. Это скорее недостатки для отдельных детей. Укажем его, справедливости ради. Дело в том, что использование сказок, по мнению некоторых специалистов, это передача информации из нашего фольклора. И, если этот пункт в развитии детей игнорировать, то у детей могут быть проблемы с социализацией. Но, как я и говорил, я считаю, что это надуманный факт. Ведь по большому счёту, родители всё равно читают сказки своим детям.

Итоги

Теперь обсудим немного то, чем же могут играть дети?

Монтессори с детьми Мария Монтессори в детском саду

Ну, во-первых, важно, чтобы все игрушки были из бытового окружения того социума, в котором растет ребёнок. Знаменитые Фёрби явно тут не подойдут. Замочки, крючки, лейки, грабли, ручка, тарелка, кастрюля, всё, чем мы сами пользуемся, можно в виде игрушек поставить в зоны, которые будет посещать малыш. Во-вторых, нужны игрушки, которые развивают сенсорику. Пушистые, металлические, шершавые предметы. В-третьих, игрушки для развития интеллектуальных способностей, должны быть дидактические материалы для счёта. Буквы, цифры. В-четвёртых, для развития логики подойдут те же замочки, сортеры. Ведь установка причинно-следственных связей — основы развития аналитики. Во многих европейских садах, после распространения методики Монтессори, воспитатели начали организовывать на уличной территории «огороды». В более свободных в средствах садах были даже свои уголки с животными. Это делалось для того, чтобы дети могли ухаживать за кем-то. Будь то растения или животные. Давалась возможность детям понять, что если растение не полить, или не покормить животное, то они их «питомцы» могут погибнуть. Так детям прививалось чувство ответственности.

А что же мы можем сказать по поводу такой игрушки, как бизиборд? Ведь все мы, производители досок для развития детей, утверждаем, что они изобретены Марией Монтессори. Дело в том, что это, хоть и правда в целом, не совсем соответствует действительности. Мы используем на своих досках те предметы и игрушки, которые были разработаны по методике Монтессори. Но в основном, большинство производителей не делит доски по каким-то отдельным группам. То есть на одной развивающей доске собраны «отделы» и из сенсорики, и из интеллектуальной «зоны», и из «зоны» развития логики. С чем это связано? Да банально с тем, что «пустые» доски никто не будет покупать. Люди, в большинстве своём, не знают одного из принципов методики, который гласит, что для ребёнка нужна фокусировка на определенной задаче. Если быть честным, то этот пункт легко можно «обойти». Ведь занятия с бизибордом должны проходить под наблюдением взрослых. По крайней мере первое время. И взрослые, «направляют» ребёнка на определённый тип деятельности. Таким образом, этот принцип вполне можно реализовать. И благодаря такому подходу, одним бизибордом можно играть ребёнку от 8 месяцев до 4 лет!

Методика Монтессори — не панацея. Это просто одна из хорошо зарекомендовавших себя практик. На сегодняшний день, только в группах, специально акцентированных на данной методике, можно встретить все эти постулаты. Остальные же предпочитают создавать программы по развитию детей, беря лучшее из практик разных методик. Таким образом, можно подобрать для детей что-то более полезное, исключая недостатки.

Pixel